uCoz

13.03.1985 - Шахтеры-соавторы конструкторов

13.03.1985, «Известия»

Горняки десятого участка Донецкой шахты имени Е. Т. Абакумова, проявив творческую инициативу, усовершенствовали и успешно освоили новый угледобывающий комплекс 1 КМ-103, предназначенный для работы на тонких пластах. О машине и о людях, окончательно утвердивших ее авторитет, — наш рассказ.

...Путь до третьей восточной лавы, которая, как выражаются шахтеры, «заряжена» новым угледобывающим комплексом, совсем неблизкий — почти пять километров. Это расстояние мы преодолеваем под землей в крытых вагончиках, увлекаемых вперед электровозом. Под перестук колес я слышу продолжение беседы, начатой еще на поверхности: 

— Сколько усовершенствований, изменений и предложений внесла бригада, чтобы заставить комплекс работать без сбоев?

— Почти сто.

— Какой максимум суточной добычи у вас достигнут?

— 3.116 тонн.

Вопросы задает министр угольной промышленности УССР Н. Гринько, а отвечает на них начальник участка В. Майоров. Министр просит показать комбайн в различных режимах работы, и машина во всех случаях действует безукоризненно. Мощный поток коксующегося топлива быстро и ровно уплывает по транспортеру. 

Лава проходит в зоне геологического разлома. Над нашими головами то и дело слышится глухое потрескивание, словно колются толстые льдины на вскрывшейся реке. Это «работает» горное давление.

— Как-то на днях порода в выработанном пространстве так села, что, казалось, из орудия где-то близко ударили,— говорит Майоров.— Но мы твердо уверены в надежности наших стальных крепей.

Крепь и в самом деле надежна. Каждая секция способна держать на своих «плечах» 90 тонн. Для ее изготовления использовались специальные  стали, рабочее давление жидкости в гидросистеме — 320 атмосфер. Таких секций в лаве 150. 

Абакумовцы узнали о новинке от своих соседей, где дела с машиной шли из рук вон плохо. Там в конце концов новинку «выдали на-гора» и больше работать с ней не хотели. Майоров со своими бригадирами, машинистами горных машин, слесарями побывал на четырех предприятиях, где добыча велась с помощью новых агрегатов. Картина вырисовалась пестрая, противоречивая. На шахте «Селидовская» комплекс в сутки давал всего 350—400 тонн, а вот на шахте номер 3-бис в объединении «Торезантрацит» она работала в тысячетонном суточном режиме. 

На этот пример и решили опереться абакумовцы, поставив цель удержать машину в рабочем строю. Но осуществить такое намерение оказалось отнюдь не просто. Четыре с половиной месяца рабочие десятого участка проверяли на поверхности каждую из 150 секций нового комплекса. Они усилили большинство сварочных швов на элементах крепления. 

Благодаря тому, что в бригаде и на шахте работает немало рационализаторов, удалось улучшить и некоторые решения «Гипроуглемаша». Так, институт предусмотрел систему подпора смонтировать по заднему кусту стоек, а шахтеры решили вынести эту систему в передний ряд, что сделало ее более надежной и удобной в обслуживании. Усовершенствованы были и некоторые другие узлы. Конечно, лучше, если бы все это предусмотрел создатель комплекса — институт. К счастью, у него нашлись хорошие соавторы и проектировщики признали целесообразность предложенных шахтерами усовершенствований.

В забой комплекс опустили лишь тогда, когда тот был полностью проверен и подготовлен к работе. Вот почему уже на третьи сутки он стал работать в тысячетонном режиме. Это произошло в январе. А потом кривая показателей суточной добычи уверенно пошла вверх. 

Н. ЛИСОВЕНКО,
соб. корр. «Известий».
ДОНЕЦК.

Старые газеты Известия 13.03.1985

Категория: Промышленность - 13.03.1985 - «Известия» - Н. Лисовенко | Теги: 1 КМ-103, Донбасс, министр угольной промышленности, Гринько, Гипроуглемаш, Донецк, Шахта им.Абакумова, угледобывающий комплекс, Майоров, уголь, Шахтеры, УССР, Украина
Просмотров: 206
Всего комментариев: 0
avatar